Саммари №3 - немного про героя и антигерояГлавный герой - антигерой. Ну, с главным героем всё более-менее понятно. Он - тот, через кого вообще выражается всё произведение, его смысл, содержание и т. п. Без него трудно внятно передать что-либо зрителю/читателю
Хотя - ну вдруг? - можно создать такую бессюжетную зарисовку в литературе, в которой нет этого главного героя, главного образа? Вот тут я не знаю - знаю только, что в сценарии без ГГ никак не обойтись.Если не вдаваться в ненужные детали, главный герой может быть каким угодно. Правда, если в более классической литературе он обязан быть привлекательным в чём-либо, симпатичным читателю, то в современном искусстве это всё - по желанию автора. Современный герой - он вообще может быть каким-то безыдейным, безвольным, пустым,
типа всех этих маркетологов Бегбедера, наших миняевских "Духless" и пр.
Надо отметить, что главный герой в произведении тот, кто
меняется.
(Дальше...)Главный герой - это тот, у кого происходят какие-то подвижки в сознании, кто меняет своё мнение, изменяет своё отношение к чему-либо, у кого появляется новое желание в связи с этим и т. п. Чем длиннее произведение, тем масштабнее должно быть это изменение. В короткометражном фильме это может быть просто небольшая перемена в мировоззрении главного героя, или его отношениях с другими людьми, в полнометражном фильме - эта перемена должна быть пропорционально значимее. Например - в короткой истории в финале, после небольшого спора человек может просто согласиться с чьим-то мнением, решением, принять его, и это будет достаточным изменением. Для длинной истории нужно какое-то гораздо более значимый результат - например, после долгого, затяжного и непростого спора у героя появляется новое желание и новая цель в жизни.
Главное, что это изменение - показатель того, кто собственно главный в истории, кто выражает её содержание, и именно за этим персонажем зритель/читатель и будет следить. Пример из хорошо известных мне "Yami": по сути, здесь два главных героя - Цузуки и Хисока. Цузуки меняется в каждой арке - в Нагасаки это сближение с напарником, в "Дьявольской трели" - битва с демоном (самим собой =)), в "Королеве Камелии" и арке с Киото - противостояние с Мураки, заканчивающееся мрачным решением о самоубийстве и... своеобразное перерождение. Хисока меняется вместе со своим напарником тоже: вначале он полный недоверия подросток, потом постепенно становится близким другом Цузуки, сопереживающим ему, очень преданным.
Вопреки мнению, распространённому среди фанатов (и в особенности фанаток ) "Yami", Мураки на главного героя не тянет никак. Это классический антигерой/антагонист, противостоящий Цузуки, наделённый всякими негодяйскими отрицательными качествами (такова уж их судьба, у этих антигероев).
На протяжении всего аниме и манги Мураки не меняется. У него сильное и неизменное желание, которое уверенно толкает сюжет вперёд. Вообще, антигерой либо соперничает с главным героем за нечто, либо их цели взаимоисключающие - своими злодеяниями Мураки противопоставлен желанию Цузуки сохранить любую жизнь, и это классическая пара герой-антигерой. Когда Цузуки в итоге сдаётся доктору в Киото и теряет свою волю, его место (в этой паре) очень естественно занимает собой Хисока. Желание Хисоки спасти Цузуки противостоит желанию доктора Цузуки убить.
На "Королеве Камелии", Хисока и Мураки такая же пара герой-антигерой, как и Цузуки-Мураки. Это история с Цубаки-химэ, соперничество за её доверие и любовь и обожание, и Хисока тут, увы, доктору уступает. В целом противопоставление содержится в самом расследовании, - здесь есть желание шинигами узнать, что же творится на лайнере, и есть желание Мураки это скрыть.
И да, это показательно, что Мураки не меняется. Он абсолютно неизменный злодей, у которого не возникает ни сомнений в своём желании, ни новых желаний, ни каких-либо перемен в мировоззрении, ни перемен в отношении к людям и себе. В то время как Цузуки с Хисокой проделывают большой и трудный путь в своё светлое будущее в своём развитии - как самые настоящие главные герои! то есть персонажи, и именно за этим развитием (в любом произведении) следит зритель/читатель.
В "Дьявольской трели" пара герой-антигерой - это Цузуки-Саргатанас (желание Хиджири спасти - желание Хиджири убить), и Хисока-Саргатанас (тут соперничество за тело Цузуки как есть, в прямом смысле ).
Когда герой и антигерой меняются местами...
Да. Такое можно делать Правда, больше одного раза вряд ли получится - это игра с восприятием зрителя, и такая перемена - когда "хороший" оказался негодяем, а негодяй - героем, практически необратима. Это как если бы мы взяли и переделали сюжет "Ями", и Мураки бы оказался благородным врачом, который почти изобрёл чудо-лекарство, что принесёт здоровье и счастье миллионам людей - и даже если удастся загладить его убийства (это был не Мураки, а его двойник)) - то обратно доктора в злодея вы уже не превратите. Иначе будет неубедительно и... всё это будет просто сюжетным ходом бразильского телесериала... до которого всё же опускаться не хочется.
Иногда эта перемена мест героя и антигероя может быть о-оооочень забавной Не знаю/не помню название этого фильма, но в нём один совесткий иммигрант приезжает в Америку, и все его считают советским шпионом. Весь фильм он доказывает, что никакого отношения не имеет к советской разведке, и все уже в конце ему верят, он оправдан, его любят и считают достойным американским гражданином. А в самых заключительных кадрах вставлена сцена, из которой понятно, что этот "американский" гражданин самый настоящий шпион и есть =)
Фильм был снят в Америке, даже удивительно, как такой сюжет там прокатил Вот тут, как мне кажется, такой финал был неосознанно написан; скорее всего, сценаристам захотелось просто впихнуть в сценарий сюжетный поворот с внезапной переменой местами героя и антигероя, и вышла вот такая стёбная вещь